Главная » Статьи » СЮЖЕТЫ » Настроение |
Затея с чудесами принадлежит швейцарцу (а ныне канадцу) Бернарду Веберу, искусствоведу, режиссеру и летчику-любителю. Полетав по миру, он решил, что вполне можно осуществить идею с выбором новых чудес. Старые-то, кроме пирамид, давно стерты временем. Да и были ли они? Идея понравилась народу - больше ста миллионов человек откликнулись и проголосовали за своих кандидатов на сайте "Новые семь чудес света", а также телефонными звонками и по СМС. Свершилось, и семь новых чудес представили публике. Среди 14 аутсайдеров оказались такие колоссы, как московский Кремль, Эйфелева башня, афинский Акрополь, британский Стоунхендж. Ясно, что тут же посыпались возражения с вопросами. Во-первых, что такое сто миллионов. В пересчете на мировое поголовье людей это всего полтора процента. Во-вторых, "а судьи кто". Выбор классических чудес света был освящен авторитетом Геродота и других античных мыслителей. Новые чудеса отбирали обычные люди, многие из которых в глаза не видели самих сооружений, но голосовали по разным причинам. По самой простой, например: "живу я здесь" (а на монумент еще когда-нибудь съезжу). Не зря же в гонке победили Тадж-Махал и Великая стена Китая - и индийцев, и китайцев в мире живет больше, чем других народов. А в Латинской Америке были развернуты целые агиткампании. Правительства Перу, Мексики, Бразилии активно призывали население зайти куда надо и кликнуть. Результат смотрите в списке новых чудес. Теперь, к радости жителей Южной Америки, к ним поедут новые туристы с толстыми кошельками. И в третьих - не каждый, кто хотел бы подать голос, смог это сделать. Интернет и мобильная международная связь доступны сравнительно образованной и обеспеченной части мирового сообщества (хотя латиноамериканцы явно не из этого числа). А всем остальным остается лишь сказать "угу" и перелистать географическую энциклопедию. Ну, и другие возражения были тоже. ЮНЕСКО, к примеру, не понравилось, что выбор свершился без ее участия и по иным принципам. Хотя самую-самую первую выборку Вебер и его помощники делали по списку мирового культурного наследия ЮНЕСКО, в котором 850 пунктов (правда, самовольно включили в свои списки знаменитую железную башню Парижа и замок Нойшванштайн, которых в перечне ЮНЕСКО нет). Вебер полагает, что затеянная им кампания поможет сохранить памятники прошлого. ЮНЕСКО возражает. В организации считают, что подход должен быть шире, и все прочие сотни сокровищ мира заслуживают такого же признания, внимания и равной материальной поддержки, как и новоизбранные семь. А то еще и хуже получится. В подтверждение этому забили тревогу ученые: если сейчас, после признания Мачу-Пикчу чудом, туда ломанутся туристы - город просто не выдержит их веса и рухнет. Гранитные блоки за пять веков заметно повредила эрозия, и больше 1800 человек в день памятник вынести на себе не сможет. Египет оскорбился, что их пирамиды, давно признанное чудо света, опять записали в какое-то там соревнование (и тогда Вебер отвел пирамидам особое место почетного кандидата в чудеса, исключив их из голосования). А Ватикану не нравится, что в список попала всего одна христианская святыня, да и та относительно модерновая, и к тому же из Америки. А как же Сикстинская капелла с фресками Микеланджело, и барселонская Саграда Фамилья великого архитектора Гауди, и Собор Святого Петра в Риме, самый большой и прекрасный христианский храм? Собор Парижской богоматери, соборы Кельна и Дрездена, храм Гроба Господня в Иерусалиме - ни одно из этих сооружений не было упомянуто среди чудес -- по крайней мере, на завершающих этапах конкурса. Архиепископ Мауро Пьяченца, министр Ватикана по культурному наследию, возмутился и тем, что при выборе чудес не особенно учитывалась их художественность. Статуя Христа из Бразилии, он считает, победила под давлением бразильского президента и не отличается особенными достоинствами как произведение искусства. А, к примеру, перед "Страшным судом" Микеланджело каждый день замирают сердца тысяч посетителей. Франция и Греция просто обиделись за свои башню и акрополь. Министр культуры Греции резюмировал: "Памятники - это не модели на конкурсе красоты". Но что бы кто ни говорил, действо состоялось. И все услышали про победителей. И захотят увидеть их собственными глазами. И, может - ведь мир так меняется! - дейстительно увидят… Что в этом плохого? Как высказывается в ответ на все нападки Вебер, он просто напомнил людям о важности культурных ценностей и о том, что к ним надо относиться с особенным трепетом. Великолепная семерка. Новые чудеса значительно разбросаны по времени, стилям, эпохам, предназначениям... Пробежимся лишь по некоторым завитушкам их истории, убранства и облика. Каменный город Петра. Время создания: начат во втором тысячелетии до нашей эры. Как сказал английский поэт и путешественник Дин Бургон, "это необыкновенное чудо, красно-розовый город, моложе лишь самого времени". Фишка. История города полна загадок, и исследовано всего не больше трети его построек и коридоров. Многие верят, что в лабиринтах Петры до сих пор ждут своих первооткрывателей несметные сокровища. Посещения: 350 000 человек в год. В 1978 году иорданская Петра объявлена ЮНЕСКО памятником мирового культурного наследия. История Петры насчитывает как минимум 4 тысячи лет. Арабское племя набатеев (происхождением либо ассирийцы по одной теории, либо йеменцы согласно другой) заселили эти места. Набатеи верили, что скала живая, что она божество. Расположена Петра у Вади Муса – долины в горах Иордании. Долина получила название благодаря бьющему в ней источнику (Вади в переводе с арабского - источник, из которого по легенде пили воду Моисей (Муса) и его спутники). В настоящее время это небольшая деревня с населением около 15 тысяч человек. Начинается Петра с невероятной красоты ущелья Сик протяженностью около 1 километра. Высота скал в ущелье от 70 до 90 метров. В ширину ущелье не более 5 метров. Ширина и извилистость надежно защищали осевших здесь набатеев от завоеваний. Однако римляне подчинили себе набатеев в 106 году до н.э.
Великая китайская стена. Время создания: начали строить во времена династии Цинь (475-221 гг. до н.э.), а до наших дней сохранились участки, созданные при династии Мин в XIV-XVII веках. Имя: с китайского название переводится как "длинная стена". Это самое длинное в мире творение рук человеческих -- 6350 км в длину. Легенда: для постройки стены согнали пятую часть страны, многие погибли здесь от непосильных трудов. Есть старинная история о том, как одна любящая китаянка, узнав о гибели мужа, разрушила стену потоком своих слез. Посещения: 10 миллионов туристов в год. Великая Китайская стена сооружена на каменном фундаменте, основным же ее строительным материалом является кирпич. Впрочем, кирпичными являются только внешние стенки стены, обширное пространство между ними заполнено плотно утрамбованной землей. Подсчитано, что на строительство этой гигантской постройки пошло семьсот миллионов человеко-часов, сто восемьдесят миллионов кубометров земли и шестьдесят миллионов кубометров камня и кирпича. Ни одному египетскому фараону и не снился такой объем работы! Стандартная высота стены – пятнадцать метров, ширина – 5,5 метра. По верху стены, скрываясь за зубцами, свободно могли разъехаться две встречные повозки или пройти отряды солдат по пять человек в ряд. Таким образом, это сооружение было не только крепостью, но и дорогой. Через каждые сто – сто двадцать метров (расстояние двух полетов стрелы) над стеной поднимаются квадратные невысокие башни, с которых хорошо простреливается ближайший участок местности. С этих же башен при помощи дымовых сигналов, а ночью – с помощью сигнальных огней – можно было распространять информацию по всей стране с никогда дотоле невозможной скоростью. Когда-то башен было шестьдесят тысяч, по крайней мере, так утверждают китайские историки. Сейчас же, когда стена во многих местах обветшала и осыпалась, их насчитывают около двадцати тысяч – тоже цифра внушительная. Кое-где в стене встречаются ворота. Их немного. Они расположены на караванных путях и возле городов. Пять основных ворот на пяти основных караванных дорогах считались воротами в Китай. Одни из них находятся неподалеку от Пекина. До сих пор в сознании многих старожилов области, не ограниченные стеной, не являются Китаем, поэтому сюда и по сей день привозят китайцев, скончавшихся «за пределами страны». Города у пяти ворот обязательно имеют обширные кладбища. Военное значение Великой Китайской стены, когда она была укомплектована войсками соответственно своей длине, становилось огромным. «...Несмотря на то, что она сооружена с полным презрением к законам фортификации, она настолько солидна и неприступна, башни и ворота ее настолько разумно расположены, что даже современная армия, первоклассно вооруженная для штурма крепостей, может остановиться перед ней, при условии, правда, если будет сделана хоть какая-то попытка для ее обороны» – так говорил во второй половине XIX века английский генерал Вильсон. Но в том то и дело, что большую часть времени охранять такую длинную крепость было некому. Существует закономерность: пока государство сильно, неприступные твердыни ему не нужны, соседи не смеют напасть на него. Когда же государство слабеет, никакие крепости не могут долго держаться. И как бы ни были отважны их защитники, как бы ни были полны кладовые и глубокие колодцы, пройдет месяц или год, и – в результате слабости, предательства, подкопа, взрыва – крепость обязательно падет. Не прошло и полувека со дня окончательного завершения Великой Китайской стены, как ее преодолели маньчжуры и, воспользовавшись развалом императорской армии и несогласованностью действий крестьянских вождей, захватили Пекин. Причем, важно отметить, что еще до окончательного покорения Китая маньчжуры нередко пересекали Великую стену и уводили пленных и скот. В одном из таких набегов увели с собой четверть миллиона человек и полмиллиона голов скота. Дальнейшее развитие военного дела, технический прогресс, появление новых средств и методов ведения войны очень скоро лишили Великую Китайскую стену своей мощи. Поддерживать ее в боевом состоянии оказалось слишком дорого, да и невыгодно. Во многих местах, особенно вдали от больших городов, эта грандиозная постройка обветшала, осыпалась и стала представлять собой слегка возвышающийся над окружающей местностью полуразрушенный земляной вал. Особенно пострадали ее отростки, построенные тысячу, а то и две тысячи лет назад. Однако, несмотря на это, стена продолжала поражать воображение, и неудивительно, что именно она стала символом Китая. И сейчас, как и тысячу лет назад, она бежит через весь Китай, встречая на пути гору, она не огибает ее, а взбегает на вершину, чтобы также спуститься с другой стороны; она пересекает сухие степи и проходит вблизи городов. Она удивительна и трагична. Это величайший в мире памятник многовековому труду целого народа, но одновременно и памятник человеческому горю, бесправию и бесполезности начинания, остановиться в создании которого никто не смог и не захотел.
Мачу-Пикчу. Год создания: 1440. Имя: означает "Старая вершина", поскольку великий правитель инков создал этот горный приют на вершине хребта высотой 2057 метров. Правда, на самом деле город назывался иначе - как именно, остается тайной. Название "Мачу-Пикчу" старинным развалинам дали в XIX веке, когда американский путешественник Хирам Бингхем случайно их обнаружил. По последним версиям ученых, Мачу-Пикчу был летней резиденцией правителя инков, и там проводила каникулы знать и прислуга. Фишка: загадочен. Никто не знает, почему жители внезапно покинули город в 1532 году; инка не использовали колес, и как тогда они транспортировали массивные гранитные блоки, тоже загадка. И еще: ни у инков, ни у испанцев нет ни одного упоминания о городе. Скандал: Первооткрыватель Бингхем трижды побывал в Мачу-Пикчу и собрал на раскопках древнего города более 5000 предметов, а потом вывез в США. Сейчас власти Перу ведут судебные тяжбы за возвращение реликвий на историческую родину. По условиям соглашения, заключенного почти сто лет назад, Бингхем вывозил древности на короткое время. Правда, внук Бингхема утверждает, что никогда не слышал о соглашении, что коллекция лучше чувствует себя в США, да и вообще только благодаря этому переезду реликвий о Мачу-Пикчу узнал весь мир. Мачу-Пикчу иногда называют «потерянным городом инков». Этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли. Город расположен на вершине горного хребта на высоте 2057 метров над долиной реки Урубамбы на территории современного Перу. По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города — в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах. Больше чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрем Бингхем 24 июля 1911 года. Когда он добрался сюда в сопровождении выделенного правительством отряда охранения и местного мальчика-проводника, он обнаружил живущих там крестьян. Как они рассказали ему, они жили там «свободными, без нежелательных визитеров, чиновников, вербующих в армию „добровольцев“, или сборщиков налогов». Кроме того, здесь прежде уже побывали любители достопримечательностей, оставившие свои начертанные углем имена на гранитных стенах. Мачу-Пикчу имеет очень четкую структуру. На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых построек. Камни, из которых они сложены, обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать: перед нами жилища сановников и вельмож. В западной части возвышается главный храм с алтарем для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу. Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Но мы мало что знаем о нем. Зачем понадобилось инкам строить город на высоте 2450 метров над уровнем моря, так далеко от центра государства? Нам неизвестно ни число жителей, ни даже его настоящее название. Американские исследователи Ричард Бюргер и Люси Салазар из Йельского университета, опираясь на материалы испанской хроники XVI века, выдвинули предположение, что это была зимняя резиденция Пачакутека. В летний период, во время сезона дождей, в городе, по всей вероятности, оставалось не больше 200 человек. Позже, после крушения империи инков, город утратил свое значение, и жители покинули его навсегда. В юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу инкские каменщики возвели две внушительные конструкции, которые Бингхем считал работой «мастеров-художников», — полукруглую башню и примыкающее к ней строение. Сходство этой башни с закругленной секцией храма Солнца в Куско заставило его дать своей находке такое же название. Из-за того, что сама башня и прилегающие к ней строения очень похожи на средневековую крепость, перуанцы позже назвали весь этот комплекс Эль-Торреон («бастион»), но главное его предназначение, несомненно, было чисто религиозным. Башня была возведена вокруг непотревоженного куска естественной скалы, который был отёсан и превращён в алтарь. Под башней находится грот. Бингхем предполагал, что в нем находятся мумии правителей инков, но ученые считают, что он, скорее, служил помещением для каких-то ритуальных действий. После раскопок и приведения его в порядок этот комплекс показывает нам всю свою красоту и точность архитектуры, которой он отличался еще четыре столетия назад. Лестница перед Домом принцессы ведет к башне, откуда трапециевидное окно позволяет бросить взгляд на красивую долину, раскинувшуюся внизу. Это окно, вероятно, использовалось жрецами для наблюдения за перемещениям солнца во время зимнего солнцестояния. Священная площадь была, как считают, религиозным центром Мачу-Пикчу. На северном конце расчищенной площадки стояло трехстенное здание из белого гранита, «из блоков циклопических размеров, выше человеческого роста». Примыкающее к западной стене храма небольшое закрытое помещение, называемое «Украшенной комнатой», является ярким свидетельством великолепного мастерства инкских каменщиков: два громадных блока ее фундамента с вырезанными 32 углами в трех измерениях, плотно прилегают к соседним глыбам. Может быть, самым заманчивым из всех построек в Мачу Пикчу является расположенный в восточной части площади «Храм трех окон». Эти три окна, имеющие форму трапеции, выходящие на восток, имеют по бокам «слепые окна» таких же размеров, которые могли служить нишами. Если верить местной исторической хронике, первый правитель инков приказал построить храм на том месте, где он родился, в Тамбо-токо, причем в нем должно было быть три окна, символизирующих собой пещеры, «дом его предков по отцовской линии, от которых он ведет свое происхождение». Бингхем считал, что здесь как раз и находится это место. К сожалению, такое заманчивое предположение противоречило достоверным свидетельствам о том, что архитектурный стиль Мачу Пикчу относится к позднему инкскому периоду. От Священной площади по гранитному склону с террасами, под длинной лестнице можно с большим трудом добраться до вершины скалы, там лежит большой, вырубленный многоугольный камень «интиуатана», или «место, где привязано солнце» (в художественном переводе «инти» означает «солнце»; «уата» — «привязывать»). Бингхем предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. «Те жрецы, — писал он, — которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и „привязать“ его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием». Этот элегантный, вырубленный в скале камень мог быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней от солнца во время осеннего и весеннего равноденствия. По таким случаям жрецы засыпали камень ворохами цветов и трав, в частности, во время «инти райми» — в июне и декабре устраивались великолепные праздники Солнца. Жители Мачу-Пикчу, по-видимому, собирались возле «интиуатаны», где в течение нескольких дней проводили религиозные обряды с изваяниями божеств, распевали исполненные музыкальной гармонии гимны и молились. Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяженностью примерно в 40000 км. Дороги в государстве инков имели прежде всего стратегическое значение — по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства. Инки не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит мост, ожидала смерть. | |
Просмотров: 1807 | |
Всего комментариев: 0 | |