Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: lilu, MariYYY  
Форум » Внутренний мир » Настроение » Психология - статьи (Новая ветка Психологиечского раздела)
Психология - статьи
liluДата: Воскресенье, 2007-09-16, 2:44 PM | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 515
Статус: Offline
P.S. Статью читала под эту песню:
http://risbank.spb.ru/Nina/music/Garou_JeNAttendaisQueVous.mp3

Владимир Леви
Любить - значит догадываться
Окулус. Раздел Статьи.
левиртуальная улица • ВЛАДИМИРА ЛЕВИ • писателя, врача, психолога

КАК НАЙТИ РОДНУЮ ДУШУ?

Душа - это Бог, нашедший приют в теле человека

(Сенека)

Моя душа охрипла от невозможности найти родную душу! Как опознать её в огромном мире чужих?

Душа охрипла, говорите? Она кричит, душа, да? Громко кричит и охрипла от крика? А может, криком своим кого-то родного отпугивает, а сама себя оглушает?..

оглушенный

собственным

эхом

не узнаешь поди

сколько силы в груди

то ли ревом ревешь

то ли давишься смехом

как охрипший приемник

прилипший к помехам

не ведаешь глотку ли рвешь

или врешь

а когда урожаи судьбы соберешь

оглушенный собственным эхом

не заметишь поди

что трудов посреди

то ли мохом оброс

то ли мехом

в никуда поспешая себя впереди

заглушенный

собственным

эхом

Всегда в жизни присутствует этот вопрос: то ли тебя не слышат, то ли не слышишь ты... И логично одновременно с усилиями посылания в мир одиноких своих позывных проверять и оттачивать собственный слух на позывные других - слух душевный. Делается это во внутренней тишине...

Возможно, подводит нас с вами ошибка максимализма. Ошибка абсолютизации душевной родственности плюс детские упования да фантазии... Что она такое, в конце-то концов, родная душа, как мы ее себе представляем? Некое существо во всех отношениях подобное нам? Или лишь в чем-то главном и сокровенном?.. Кто-то, кто нас примет в распростертые объятия? Со всеми нашими потрохами, со всей сумятицей внутри, с грязью и чернотой?..

Может, и есть такое существо на земле, может быть, даже совсем рядом, вдруг даже и под забором валяется где-нибудь неподалеку. Только вопрос - примем ли мы его сами?..

Если запрос наш - черно-белый и максималистский: все или ничего, вынь да положь все для нас любимых, - то даже и встреть близнеца своего, все равно желаемого не получим, что-нибудь да не сойдется - и разбежимся. И с самими собой родства и согласия не найдем, поссоримся...

Сколь легче тому, кто на многое не притязает, кто диагноз "чужой" либо суживает до минимального числа случаев, либо вовсе не ставит. Кто нутром ощущает родство, разлитое повсюду в мире. А враждебность и чуждость, точно так же повсюду присутствующие, живущие и в самом родном существе и в тебе самом же, либо не чувствует, либо чувствует и даже осознает, но игнорирует. Или просто трезво, без страха и отчуждения имеет в виду... Кто и в котенке, и в воробушке, и в травинке, и в носороге, и в ядовитой змее родное почует и тем удовольствуется... К такому-то вот широкому минималисту и тянутся родственные существа отовсюду, и никакой червячок и никакая звездочка дальняя в небесах не оказывается чужой, и хорошо ему жить...

Уолт Уитмен, певец всеединства и вселюбви, живо припоминается. Вот наугад - из стиха его под названием "Тебе" - обращение к первому встречному как к себе самому:

Кто бы ты ни был, я руку тебе на плечо возлагаю,

чтобы ты стал моей песней,

И я тихо шепчу тебе на ухо:

"Многих женщин и многих мужчин я любил, но тебя я люблю больше всех".

Долго я мешкал вдали от тебя, долго я был как немой,

Мне бы давно поспешить к тебе,

Мне бы только о тебе и твердить, тебя одного воспевать.

Я покину все, я пойду и создам гимны тебе,

Никто не понял тебя, я один понимаю тебя,

Никто не был справедлив к тебе, ты и сам не был справедлив к себе,

Все находили изъяны в тебе, я один не вижу изъянов в тебе,

Все требовали от тебя послушания, я один не требую его от тебя.

Я один не ставлю над тобою ни господина, ни бога:

над тобою лишь тот, кто таится в тебе самом...

...Сколько песен я мог бы пропеть о твоих величавых и славных делах,

Как ты велик, ты не знаешь и сам, проспал ты себя самого,

Как будто веки твои опущены были всю жизнь,

И все, что ты делал, для тебя обернулось насмешкой...

Вот что он делает, неуемный Уитмен: не ищет душевной родственности, а верит в нее заранее. Неодолимо, вулканически верит! Не выглядывает, не выкликает родную соломинку в океане чужих, а плывет в океан этот сам, хватает мощной ручищей первую же подвернувшуюся щепку - и природняет! - Сверхактивная позиция! Безбарьерное всеродство! И не просто вера, но, быть может, догадка, великая догадка (см. далее)...

Нам с вами, конечно, слабО такое.

До пещеры Отпетого Волка

добирался я долго-предолго,

на одно лишь надеясь в пути -

не дойти...

Сами, сами вели меня ноги

проторенной тропой одиноких,

каменистой, ветвистой тропой,

где бредут одиночки толпой.

Сколько раз приносил я присягу

превозмочь слабодушную тягу.

Шел к себе, мне казалось, - и вдруг

делал круг

и опять возвращался к надежде

на сердечную дружбу, как прежде,

и сгорал в сумасшедшей любви.

Се ля ви...

Одинокий друг одиноких,

за других я готовил уроки,

только собственный горький урок

был не впрок -

как ни пятился, ни упирался,

до Пещеры Отпетой добрался.

- Здравствуй, Волче. Хоть путь был тяжел,

я пришел.

Хмуро глянул Отпетый Волчище.

- Ты кого, человече, здесь ищешь?

Или думаешь: кончился путь

и пора отдохнуть?

Одинокий друг одиноких,

сапоги ты тачаешь для многих,

только сам ковыляешь, как Бог,

без сапог.

Я ответил:

- Все правда, зверюга.

Я ищу одинокого друга.

Может быть, мы с тобою вдвоем

Одинокую Песню споем?

Босиком не полезу я в душу,

одинокость твою не нарушу.

Худо ль вместе в пещере побыть

и повыть?

Долго ждал я от Волка ответа,

долго думал Отшельник Отпетый.

Наконец прорычал:

- Никогда,

никогда не войдешь ты сюда!

Мне не жалко Отпетой Пещеры,

ты, как я - одинокий и серый,

и поживу в округе найдешь,

и научишься выть. Ну и что ж?

Не дошел, человек, ты до цели -

не отпели тебя, не отпели,

и отпетым тебе не бывать,

а с собою самим воевать.

Одинокий друг одиноких,

вхожим будешь в чужие мороки

до последнего стука в груди.

Пррроходи!

От Пещеры Отпетого Волка

добираться до неба недолго.

- Ладно, Волче.

Хоть путь и тяжел,

я пошел.

...Ну а может, все-таки, хоть чуть-чуть не слабО? Вот я вас услышал, а вы меня. Я душевную родственность в вас почуял (стараясь не путать ее с тождественностью характеров и умов, с единоустремленностью и единомыслием), а вы, возможно, во мне. Может, нам и этого хватит на какое-то время для возможности жить и не потонуть?..

ЛЮБИТЬ - ЗНАЧИТ ДОГАДЫВАТЬСЯ

Если не изменяться день ото дня, не догнать любви

(Антуан де Сент Экзюпери)

Вопрос к вашему герою - Дмитрию Кстонову - и к вам, следовательно. В эпиграфе к одной из ваших книг он говорит: "Любить - значит догадываться". Но смысл или конкретное содержание этого многозначительного высказывания не раскрывается. Что вы вкладываете в эти слова? Любить - значит догадываться - о чем? Как догадываться? А не догадываясь - просто любить - разве нельзя? Можно ли услышать развернутый комментарий?

В момент, когда эти слова "ЛЮБИТЬ ЗНАЧИТ ДОГАДЫВАТЬСЯ" писались от лица, верней, от души доктора Д.С. Кстонова, я, как и спрашивающий читатель, еще не знал, что конкретно имеет в виду мой герой, не ведал, о чем и как, по его разумению, должно догадываться, если любишь. Чувствовал лишь, что эти слова что-то содержат в свертке, и что придется сверток этот со временем развернуть...

Д.С. у меня - разработчик того, что получило формульное название Искусства Быть Другим. Смысл связно-двоякий:

1) искусство быть разным Собой, умение изменяться, не изменяя себе - и

2) искусство проникать в мир Другого существа, вчувствоваться и вмысливаться в Другого, вживаться, в пределе - становиться Другим.

Этот второй смысл и предполагает догадывание, сплошное догадывание, усилия догадывания на всех уровнях - телесном, эмоциональном, интеллектуальном, духовном. И врач, и психолог этим должны заниматься без передыха, каждый на своем уровне. Да и кому только не приходится заниматься вмысливанием и вчувствованием в Другого (по-научному - рефлексией и эмпатией), с самыми разными целями и намерениями, от благих до злейших?

Первая и важнейшая догадка о Другом - догадка о своей недогадке. О своем незнании или недознании Другого (и себя тоже). И из догадки этой прямой выход в действие - добор знания, труд понимания, усилия постижения. В бесконечность учебы.

Догадыванием и самообучением без конца и края занимается Любящий, если любит кого-то истинно.

О том же речь и в стихотворении моего героя.

ПРИЗНАКИ

Признак животного - пищеварение.

Признак таланта - не делится.

Признак поэзии - несварение.

Женщины признак - надеется.

Признак мужчины - наличие признака,

не характерного только для призрака,

плюс кошелек. Все, что свыше того -

признак, что в долю вошло божество.

Список кончается признаком жизни:

смена лица. Потрудись, оторви

жизнь от лица - и получишь капризный

признак любви.

В двух первых четверостишиях все кристально ясно. Я, правда, слегка призадумался насчет связи поэзии и несварения - несварение чего, у кого и на каком уровне имеет в виду автор: несварение желудка - или рассудка? У самого поэта или у его читателя?..

А третье четверостишие хоть и туманно, почти закрыто, но подсказывает ответ. Жизнь одна и душа одна; а лицо, тело и психика изменяются. Много у человека за жизнь сменяется лиц, много внешностей. Много и психических перевоплощений, много разных сознаний. Изменяют человека до неузнаваемости возрасты, платья, жизненные роли, телесные и душевные состояния, настроения, болезни, зависимости, пристрастия, превратности судьбы... "Оторви жизнь от лица" - увидь за наружным внутреннее, разгляди душу.

Только любовь может это. Любовь слепа к очевидному, зато видит невидимое. Любовь и только любовь догадывается о тайне единства жизни - тайне, которую под сменными видимостями незримо несет душа. "Капризный признак любви" - ясновидение и ясночувствие: догадывание о неявленном. Поэтому-то ценят "за", а любят вопреки, и "любовь измеряется мерой прощения..."

Какая сила таится за этой слабостью, и какая слабость за силой? Какая болезнь прячется за здоровьем, какое здоровье за болезнью? Какой дар - за кажущейся бездарностью? Какие бездны и сокровища - за видимой пустотой?

Какие бесчисленные жизни, ушедшие и еще возможные, сплавились в этой - единственной, небывалой? Какую бесконечность страданий и одолений несет в себе эта плоть? Что сейчас в ней болит и что может болеть потом? Где гнездится и как живет боль в душе? - и можно ли ей помочь работать на просветление, а не на распад, тьму и погибель?

Как ласкать любимое существо? Какие слова сказать, когда и как промолчать? Как кормить тело и как - душу? Как предупредить о невидимой яме, о надвигающемся урагане судьбы?.. Как приготовить (и приготовиться...) к неизбежному? Как уберечь от себя же? Когда рядом быть, когда отойти и, быть может, исчезнуть, но все-таки быть - и не знать, но догадываться?..

Если любишь, если отдаешься любви, если любовь владеет тобой - догадаешься; если не догадаешься, будешь снова и снова мучительно стремиться к отгадке, будешь догадываться...

14.09.07

 
Mari(shka)Дата: Воскресенье, 2008-03-09, 9:56 PM | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 311
Статус: Offline
Из рубрики: это интересно!

Девочки м мальчики
То, что девочки начинают говорить раньше, чем их сверстники мужского пола, было известно давно. Теперь экспертам удалось найти этому научное объяснение. Оказалось, что речь мальчиков в большей степени базируется на ощущениях, у девочек – на абстрактных понятиях, в результате чего процесс обучения для сильной половины человечества протекает сложнее. Если теория подтвердится, она может внести серьезные коррективы в методику школьного образования.
Девочки и мальчики используют различные области мозга в процессе общения и образования. К такому выводу пришли одновременно ученые из Северо-Западного университета и Университета Хайфы, пишет американский портал Science Daily со ссылкой на научно-популярное издание Neuropsychologia.
«Мужчины более «примитивны» – для успешного выживания им требовалось реагировать не на абстракции, а на реальные угрозы» Ученые наблюдали за группой из 62 детей в возрасте от 9 до 15 лет, в которую входило по 31 представителю каждого пола, используя методику магнитно-резонансной томографии.
Испытуемым предлагалось выполнить языковые упражнения, связанные с визуальными и аудиальными сенсорными модальностями. В одном случае слова были написаны на доске и дети должны были произносить их вслух, в другом слова произносил преподаватель.
Оказалось, что для выполнения различных языковых задач девочки активнее, чем мальчики, пользуются теми областями мозга, которые отвечают за языковые процессы. Иными словами, мозг представительниц слабого пола более активен как во время произнесения слов, так и в процессе восприятия информации, передаваемой им в устной форме.
Оказалось, что качество умственной работы мальчиков зависит от того, насколько в процессе восприятия задействованы визуальные или аудиальные области мозга.
«Результаты наших исследований говорят о том, что в ходе языковых процессов мальчики пользуются сенсорными механизмами, а девочки предпочитают абстрактный способ мышления», – цитирует издание научного сотрудника департамента наук в области связи Северо-Западного университета Дугласа Бирманца.
По его мнению, такие особенности юношей могут быть связаны с тем, что в их системе восприятия существует некий «критический параметр», или барьер, который удерживает визуальную или аудиальную информацию, препятствуя ее проникновению в те области мозга, которые отвечают за языковые процессы. Если это действительно так, то разница в восприятии объясняется разницей в скорости развития обоих полов, которая стирается с возрастом.
Авторы исследования предполагают, что подобные различия между полами имеют эволюционные причины. В этом плане мужчины более «примитивны» – для успешного выживания им требовалось реагировать не на абстракции, а на реальные угрозы – например, звуки, свидетельствующие о приближении хищников.
Что касается системы женского восприятия информации, то она до сих пор остается для ученых загадкой. Тем не менее результаты экспериментов наконец смогли объяснить ученым, почему представительницы прекрасного пола пользуются абстрактными категориями, когда пытаются рассказать маршрут до магазина или описать какие-то предметы.
Например, для женщин недостаточно того факта, что поворот на нужную улицу будет через 500 метров, им гораздо проще, если проводник укажет на стоящий рядом цветочный киоск или другие опознавательные знаки. Мужчинам же требуется только одна существенная реплика, тогда как дополнительная информация может ввести их в ступор.
Как пояснил газете ВЗГЛЯД кандидат психологических наук, руководитель психолого-логопедической службы Ломоносовской школы Ольга Хулаева, более высокие коммутативные способности женщин обусловлены физиологией и культурным стереотипом, который меняется с развитием социума.
«Именно поэтому женский пол намного легче переживает возрастные кризисные ситуации», - пояснила она.
Эксперты предположили, что, с учетом сенсорных особенностей сильного пола, знания мальчиков стоит оценивать двумя взаимосвязанными способами, где усвоение информации, полученной в ходе лекций, тестируется в устной форме, а результаты самостоятельной работы с письменными источниками проходят письменный контроль. Для девочек, чьи языковые подходы более абстрактны, такое разделение не имеет смысла.


Хочешь увидеть радугу - терпи дождь...
 
Форум » Внутренний мир » Настроение » Психология - статьи (Новая ветка Психологиечского раздела)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: